Голова садовая

Юлия Попова (crataegus) про сады и все, что с ними связано

Previous Entry Share Next Entry
врубель
crataegus_rus
Самодостаточность – неточное слово. Многозначное. Цельность. Концептуальность. Наличие собственной модели мира – привлекательной или отталкивающей, верной или ошибочной, выраженной в творчестве талантливо или бездарно. В этом смысле самодостаточны: Леонардо, Кандинский, Яблонская, Хокусай, Рублев. В принципе в этом списке могут стоять и плохие художники, мне просто не хватает кругозора, чтобы назвать. Это художники структурирующие, создающие иерархию, художники космоса и порядка. Они создают достаточно ориентиров, критериев, по которым можно и разбить сад, и судить о нем на предмет соотвествия.
На другом полюсе – художники хаоса. Дали, Врубель, Пикассо, Уорхол – как-то так. И опять ни одного отрицательного примера, я просто не настолько хорошо знаю изо-искусство и не запоминаю то, что не понравилось.
Врубель – символист, художник сумерек в прямом и переносном смысле. Я знаю 3 вида искусства, где сложно установить власть сумерек: 1. музыка, 2. «застывшая музыка» и 3. «ланшафтная застывшая музыка» - ландшафтная архитектура то есть. Тут нет идеологического противопоставления – только разность языка, средств. Методами искусств, выражающих идеи мелодией и строем, подтекст символизма передать сложно. Великолепна плеяда поэтов и художников-символистов! И числом, и умением. И сколько там композиторов? Скрябин? В пределах погрешности, «один в поле - не символист». Мне как человеку, далекому от музыки, мои любимые произведения Скрябина вообще Рахманинова напоминают.
То же самое – с архитектурой. Мозаичное панно на «Метрополе» и сам «Метрополь» - это же разные вещи… Само здание – довольно ясная форма. И на фасаде – панно Врубеля как окно в мир невыразимого. Оно нарочито сделано так, что будто мерещится. Оно не просто не являет формы, оно – антагонист формы. Может ли подобный творческий манифест послужить основой для сада? Попробую представить себе. Ну, сумеречные цветники – «сияющие» в гаснущем дневном свете (белый и перванш). Ну, запахи да и вообще поток «слепых» ощущений – тепла/холода, сухости/влажности, гладкости, вязкости, липкости, шершавости. Оглушающее безмолвие «тихой заводи» и мистический звон горного ветра. Гениальность Врубеля в том, что с его помощью мы можем все это ВИДЕТЬ! Видеть на полотне, а не чувствовать обычным способом. Интересна ли обратная трансформация? Конечно, интересна, но не с точки зрения ландшафтного искусства, как и в случае с садом Моне.
Разумеется, в мире «все связано со всем». И можно сделать прекрасный сад, каким-то образом связав его с Врубелем. У нас, у журналистов, в юности мечтавших посвятить себя поиску Сути, есть горькая шутка: «если бы у рыб была шерсть, у них водились бы блохи». Это последняя фраза старого анекдота, который наверное легко найти в сети. Можно напридумывать чего угодно своего, а потом выдать это за Врубеля. Легко. К счастью (для некоторых), Врубель откреститься от Васи Пупкина уже не может, и поэтому давайте юзать его в рамках акции «Мой Врубель»! Изрыгнем из недр сознания то немногое, что умеем. Каким-то образом поженим это с Врубелем или его современниками, в той мере, в какой мы их понимаем. Таким образом, в заглавии нашего произведения появится слово «Врубель» - круто! А если какой-нибудь вредный критик попытается вступиться за Врубеля – мы начнем кричать, что никто не вправе трогать нашу душу, «нашу прелесссть»! Ведь если мы в произведении чего-то не усматриваем, возможна одна из двух причин:
1. Этого просто нет
2. Искомое сокрыто в глубине души
Как соблазнительно объявить всех, кто тебя не понял, тупыми тварями, ничего не понимающими в душе. Именно поэтому я терпеть не могу разговоров о «душе сада». Душу нельзя объяснить. Она или есть (в каждом слове, в каждом кадре) или ее нет. И если нет, то никакие слова вроде «гуляя по саду Врубеля, с замиранием сердца глядя в глаза любимой хосты…» не заменят тяжелого труда, реальной работы души. Я расцениваю подобные нагромождения слов как муляж.
По иронии судьбы я пишу все эти дурацкие пафосные обличения Марине и Люде – никогда подобными хреновинами не страдавшими. Вот именно это меня, наверное, и задело – интеллигентные, авторитетные и безусловно выстрадавшие свое художники соблазняют молодых. Будем делать «сад врубеля». Отлично, поехали! При этом врубель – простая нашлепка. Ни намека на понимание творчества, не говоря уж о проникновении и сочувствии. И это – о душе?!?!
Я все же против «оголтелой» свободы творчества. И категорически против названия «творческим» и «душевным» всего, что не является результатом тяжелого умственного и душевного труда.

  • 1
я не в курсе мосоквских отношений)) но как-то очень злобно...таки да....
на "взляд со стороны" - какая то зависть...от того и агрессия
Это же была только игра....

А каков "механизм" моей зависти? Я не дизайнер, а редактор. Мы с дизайнерами не конкуренты. Несдержанность, грубость и упертость?... пожалуй. Не горжусь своим гнусным характером, но все равно считаю свою точку зрения правильной.

я и не собиралась оспаривать правильность точки зрения)) не имею на это права, да и сама обладаю этими тремя качествами характера.....
просто для меня как то странно - Кандинский самодостаточен (получается может быть прообразом сада), а Врубель - нет...
к примеру Климт и Врубель - похожи и достаточны для образа сада, музыки или просто дизайна..
почему же тогда - для сада - нет Врубелю?

может из-за этого
"....Люда, твой сад Врубеля мне понравился, а статья в "Садовнике" - вообще нет. Равно как и вступительное "...Ваша редакция" Юли Поповой. Ну, выйдет журнал, напишу в своем ЖЖ........" plantfoto
нет у меня журнала, что бы почитать

Ну, Сережа (plantfoto) это и до того, как я поставила текст, мне говорил. Его личное мнение. Я не согласилась и сделала по-своему. Статья Люды в "Садовнике" - отличная. Жаль, вы не можете прочитать. Свое вступительное слово я тоже не стала редактировать в стиле "нашим и вашим". Причем, уверена, что подавляющему большинству читателей мое решение понравится, поэтому написала по-своему. А если бы и не понравилось - досадно, но кому я должна при этом завидовать и на кого изливать свою злость? Что, есть люди, которые пишут "слово редактора" так, что ими зачитывается вся страна?

Забыла сказать - мы с plantfoto работаем в одной редакции и во многих вопросах противники, хотя вне работы - друзья. У нас все время кипят творческие страсти. Вот такая у меня работа. Пишу - и сама себе завидую :)

  • 1
?

Log in