Голова садовая

Юлия Попова (crataegus) про сады и все, что с ними связано

Previous Entry Share Next Entry
врубель
crataegus_rus
Самодостаточность – неточное слово. Многозначное. Цельность. Концептуальность. Наличие собственной модели мира – привлекательной или отталкивающей, верной или ошибочной, выраженной в творчестве талантливо или бездарно. В этом смысле самодостаточны: Леонардо, Кандинский, Яблонская, Хокусай, Рублев. В принципе в этом списке могут стоять и плохие художники, мне просто не хватает кругозора, чтобы назвать. Это художники структурирующие, создающие иерархию, художники космоса и порядка. Они создают достаточно ориентиров, критериев, по которым можно и разбить сад, и судить о нем на предмет соотвествия.
На другом полюсе – художники хаоса. Дали, Врубель, Пикассо, Уорхол – как-то так. И опять ни одного отрицательного примера, я просто не настолько хорошо знаю изо-искусство и не запоминаю то, что не понравилось.
Врубель – символист, художник сумерек в прямом и переносном смысле. Я знаю 3 вида искусства, где сложно установить власть сумерек: 1. музыка, 2. «застывшая музыка» и 3. «ланшафтная застывшая музыка» - ландшафтная архитектура то есть. Тут нет идеологического противопоставления – только разность языка, средств. Методами искусств, выражающих идеи мелодией и строем, подтекст символизма передать сложно. Великолепна плеяда поэтов и художников-символистов! И числом, и умением. И сколько там композиторов? Скрябин? В пределах погрешности, «один в поле - не символист». Мне как человеку, далекому от музыки, мои любимые произведения Скрябина вообще Рахманинова напоминают.
То же самое – с архитектурой. Мозаичное панно на «Метрополе» и сам «Метрополь» - это же разные вещи… Само здание – довольно ясная форма. И на фасаде – панно Врубеля как окно в мир невыразимого. Оно нарочито сделано так, что будто мерещится. Оно не просто не являет формы, оно – антагонист формы. Может ли подобный творческий манифест послужить основой для сада? Попробую представить себе. Ну, сумеречные цветники – «сияющие» в гаснущем дневном свете (белый и перванш). Ну, запахи да и вообще поток «слепых» ощущений – тепла/холода, сухости/влажности, гладкости, вязкости, липкости, шершавости. Оглушающее безмолвие «тихой заводи» и мистический звон горного ветра. Гениальность Врубеля в том, что с его помощью мы можем все это ВИДЕТЬ! Видеть на полотне, а не чувствовать обычным способом. Интересна ли обратная трансформация? Конечно, интересна, но не с точки зрения ландшафтного искусства, как и в случае с садом Моне.
Разумеется, в мире «все связано со всем». И можно сделать прекрасный сад, каким-то образом связав его с Врубелем. У нас, у журналистов, в юности мечтавших посвятить себя поиску Сути, есть горькая шутка: «если бы у рыб была шерсть, у них водились бы блохи». Это последняя фраза старого анекдота, который наверное легко найти в сети. Можно напридумывать чего угодно своего, а потом выдать это за Врубеля. Легко. К счастью (для некоторых), Врубель откреститься от Васи Пупкина уже не может, и поэтому давайте юзать его в рамках акции «Мой Врубель»! Изрыгнем из недр сознания то немногое, что умеем. Каким-то образом поженим это с Врубелем или его современниками, в той мере, в какой мы их понимаем. Таким образом, в заглавии нашего произведения появится слово «Врубель» - круто! А если какой-нибудь вредный критик попытается вступиться за Врубеля – мы начнем кричать, что никто не вправе трогать нашу душу, «нашу прелесссть»! Ведь если мы в произведении чего-то не усматриваем, возможна одна из двух причин:
1. Этого просто нет
2. Искомое сокрыто в глубине души
Как соблазнительно объявить всех, кто тебя не понял, тупыми тварями, ничего не понимающими в душе. Именно поэтому я терпеть не могу разговоров о «душе сада». Душу нельзя объяснить. Она или есть (в каждом слове, в каждом кадре) или ее нет. И если нет, то никакие слова вроде «гуляя по саду Врубеля, с замиранием сердца глядя в глаза любимой хосты…» не заменят тяжелого труда, реальной работы души. Я расцениваю подобные нагромождения слов как муляж.
По иронии судьбы я пишу все эти дурацкие пафосные обличения Марине и Люде – никогда подобными хреновинами не страдавшими. Вот именно это меня, наверное, и задело – интеллигентные, авторитетные и безусловно выстрадавшие свое художники соблазняют молодых. Будем делать «сад врубеля». Отлично, поехали! При этом врубель – простая нашлепка. Ни намека на понимание творчества, не говоря уж о проникновении и сочувствии. И это – о душе?!?!
Я все же против «оголтелой» свободы творчества. И категорически против названия «творческим» и «душевным» всего, что не является результатом тяжелого умственного и душевного труда.

  • 1

А я расцениваю нагромождение хост, как муляж сада. Если это нагромождение без царя в голове.
Если это нагромождение без идеи.
Вы оскорбились за мир Врубеля. Но мне за Врубеля не оскорбительно. Потому что обидеть и оскорбить любовью нельзя.
А если бы не было любви, приятия искусства Врубеля такая тема и не возникла.
Вся жизнь, все искусство «самодостотачное» и «не самодостаточное», темное-светлое, высокое-низкое, легкое-тяжелое все может дать толчок, служить идеей для сада. Главное чтобы эта жизнь, это искусство было близко и вдохновляло того кто над садом работает.
Да «душа сада» для меня тоже непонятное словосочетание. Но идея, тема, сценарий-это не абстракция, это инструмент.
И главное уберите название. Вот возникает тема NNN. В ответ возникает словесный(на мой взгляд самый главный) проект сада. Проект сада замечательный. Где здесь повод обидеться за Врубеля?
Где здесь повод отринуть инструмент, который привел к прекрасному решению.
А что до отсутствия «проникновения и сочувствия», то я уверена, что это просто в запале спора)))
Потому что Вы делите мир на тех, кому позволено высказываться о Врубеле, и тех кто такого права лишен. Т. е не дозрел, не достаточно «беленький».
А я уверена, что права у всех равные, и «незрелое», «непрочувствованное» прочтение Врубеля, Чехова, извините за выражения Дега )), может быть более матери истории ценно !!!)))

И это совсем не игра))))

Марина, я делю на тех, кому дозволено и недозволено. К сожалению. Я такая.
Окружающий мир имеет свои особенности, которые остаются в силе вне зависимости от того, осзнают их или нет.
В последнее время я часто имею дело с молодыми людьми, которых по месту учебы научили уверенно говорить "А я так вижу!", "А я так считаю!". К сожалению, как бы мастерски они ни произносили эту фразу, умнее они от этого не становятся. Все эти новаторские методики не делают студентов лучше, а только добавляют проблем. Я еще могла бы покритиковать Машу Сундукову, но попробуй-ка, покритикуй самого Врубеля в лице Маши! А ведь Маша, наслушавшись вас, приходит продавать свои услуги практически как реинкарнация Врубеля. Под девизом "Кто осмелится замахнуться на нас с Врубелем?"
Я очень устала от людей, по какой-то очень простой схеме присудивших себе звание профессионалов

  • 1
?

Log in

No account? Create an account