?

Log in

No account? Create an account

Голова садовая

Юлия Попова (crataegus) про сады и все, что с ними связано

Previous Entry Share Next Entry
врубель
crataegus_rus
Самодостаточность – неточное слово. Многозначное. Цельность. Концептуальность. Наличие собственной модели мира – привлекательной или отталкивающей, верной или ошибочной, выраженной в творчестве талантливо или бездарно. В этом смысле самодостаточны: Леонардо, Кандинский, Яблонская, Хокусай, Рублев. В принципе в этом списке могут стоять и плохие художники, мне просто не хватает кругозора, чтобы назвать. Это художники структурирующие, создающие иерархию, художники космоса и порядка. Они создают достаточно ориентиров, критериев, по которым можно и разбить сад, и судить о нем на предмет соотвествия.
На другом полюсе – художники хаоса. Дали, Врубель, Пикассо, Уорхол – как-то так. И опять ни одного отрицательного примера, я просто не настолько хорошо знаю изо-искусство и не запоминаю то, что не понравилось.
Врубель – символист, художник сумерек в прямом и переносном смысле. Я знаю 3 вида искусства, где сложно установить власть сумерек: 1. музыка, 2. «застывшая музыка» и 3. «ланшафтная застывшая музыка» - ландшафтная архитектура то есть. Тут нет идеологического противопоставления – только разность языка, средств. Методами искусств, выражающих идеи мелодией и строем, подтекст символизма передать сложно. Великолепна плеяда поэтов и художников-символистов! И числом, и умением. И сколько там композиторов? Скрябин? В пределах погрешности, «один в поле - не символист». Мне как человеку, далекому от музыки, мои любимые произведения Скрябина вообще Рахманинова напоминают.
То же самое – с архитектурой. Мозаичное панно на «Метрополе» и сам «Метрополь» - это же разные вещи… Само здание – довольно ясная форма. И на фасаде – панно Врубеля как окно в мир невыразимого. Оно нарочито сделано так, что будто мерещится. Оно не просто не являет формы, оно – антагонист формы. Может ли подобный творческий манифест послужить основой для сада? Попробую представить себе. Ну, сумеречные цветники – «сияющие» в гаснущем дневном свете (белый и перванш). Ну, запахи да и вообще поток «слепых» ощущений – тепла/холода, сухости/влажности, гладкости, вязкости, липкости, шершавости. Оглушающее безмолвие «тихой заводи» и мистический звон горного ветра. Гениальность Врубеля в том, что с его помощью мы можем все это ВИДЕТЬ! Видеть на полотне, а не чувствовать обычным способом. Интересна ли обратная трансформация? Конечно, интересна, но не с точки зрения ландшафтного искусства, как и в случае с садом Моне.
Разумеется, в мире «все связано со всем». И можно сделать прекрасный сад, каким-то образом связав его с Врубелем. У нас, у журналистов, в юности мечтавших посвятить себя поиску Сути, есть горькая шутка: «если бы у рыб была шерсть, у них водились бы блохи». Это последняя фраза старого анекдота, который наверное легко найти в сети. Можно напридумывать чего угодно своего, а потом выдать это за Врубеля. Легко. К счастью (для некоторых), Врубель откреститься от Васи Пупкина уже не может, и поэтому давайте юзать его в рамках акции «Мой Врубель»! Изрыгнем из недр сознания то немногое, что умеем. Каким-то образом поженим это с Врубелем или его современниками, в той мере, в какой мы их понимаем. Таким образом, в заглавии нашего произведения появится слово «Врубель» - круто! А если какой-нибудь вредный критик попытается вступиться за Врубеля – мы начнем кричать, что никто не вправе трогать нашу душу, «нашу прелесссть»! Ведь если мы в произведении чего-то не усматриваем, возможна одна из двух причин:
1. Этого просто нет
2. Искомое сокрыто в глубине души
Как соблазнительно объявить всех, кто тебя не понял, тупыми тварями, ничего не понимающими в душе. Именно поэтому я терпеть не могу разговоров о «душе сада». Душу нельзя объяснить. Она или есть (в каждом слове, в каждом кадре) или ее нет. И если нет, то никакие слова вроде «гуляя по саду Врубеля, с замиранием сердца глядя в глаза любимой хосты…» не заменят тяжелого труда, реальной работы души. Я расцениваю подобные нагромождения слов как муляж.
По иронии судьбы я пишу все эти дурацкие пафосные обличения Марине и Люде – никогда подобными хреновинами не страдавшими. Вот именно это меня, наверное, и задело – интеллигентные, авторитетные и безусловно выстрадавшие свое художники соблазняют молодых. Будем делать «сад врубеля». Отлично, поехали! При этом врубель – простая нашлепка. Ни намека на понимание творчества, не говоря уж о проникновении и сочувствии. И это – о душе?!?!
Я все же против «оголтелой» свободы творчества. И категорически против названия «творческим» и «душевным» всего, что не является результатом тяжелого умственного и душевного труда.

  • 1
Юля, но это была всего лишь игра... развлечение-отвлечение от повседневных дел...
может быть не стоит так серьезно?

Тань, ну я согласна - Марина с Людой могут себе позволить такую игру. Но "это могут прочитать дети".

я не в курсе мосоквских отношений)) но как-то очень злобно...таки да....
на "взляд со стороны" - какая то зависть...от того и агрессия
Это же была только игра....

А каков "механизм" моей зависти? Я не дизайнер, а редактор. Мы с дизайнерами не конкуренты. Несдержанность, грубость и упертость?... пожалуй. Не горжусь своим гнусным характером, но все равно считаю свою точку зрения правильной.

я и не собиралась оспаривать правильность точки зрения)) не имею на это права, да и сама обладаю этими тремя качествами характера.....
просто для меня как то странно - Кандинский самодостаточен (получается может быть прообразом сада), а Врубель - нет...
к примеру Климт и Врубель - похожи и достаточны для образа сада, музыки или просто дизайна..
почему же тогда - для сада - нет Врубелю?

может из-за этого
"....Люда, твой сад Врубеля мне понравился, а статья в "Садовнике" - вообще нет. Равно как и вступительное "...Ваша редакция" Юли Поповой. Ну, выйдет журнал, напишу в своем ЖЖ........" plantfoto
нет у меня журнала, что бы почитать

Ну, Сережа (plantfoto) это и до того, как я поставила текст, мне говорил. Его личное мнение. Я не согласилась и сделала по-своему. Статья Люды в "Садовнике" - отличная. Жаль, вы не можете прочитать. Свое вступительное слово я тоже не стала редактировать в стиле "нашим и вашим". Причем, уверена, что подавляющему большинству читателей мое решение понравится, поэтому написала по-своему. А если бы и не понравилось - досадно, но кому я должна при этом завидовать и на кого изливать свою злость? Что, есть люди, которые пишут "слово редактора" так, что ими зачитывается вся страна?

Забыла сказать - мы с plantfoto работаем в одной редакции и во многих вопросах противники, хотя вне работы - друзья. У нас все время кипят творческие страсти. Вот такая у меня работа. Пишу - и сама себе завидую :)


А я расцениваю нагромождение хост, как муляж сада. Если это нагромождение без царя в голове.
Если это нагромождение без идеи.
Вы оскорбились за мир Врубеля. Но мне за Врубеля не оскорбительно. Потому что обидеть и оскорбить любовью нельзя.
А если бы не было любви, приятия искусства Врубеля такая тема и не возникла.
Вся жизнь, все искусство «самодостотачное» и «не самодостаточное», темное-светлое, высокое-низкое, легкое-тяжелое все может дать толчок, служить идеей для сада. Главное чтобы эта жизнь, это искусство было близко и вдохновляло того кто над садом работает.
Да «душа сада» для меня тоже непонятное словосочетание. Но идея, тема, сценарий-это не абстракция, это инструмент.
И главное уберите название. Вот возникает тема NNN. В ответ возникает словесный(на мой взгляд самый главный) проект сада. Проект сада замечательный. Где здесь повод обидеться за Врубеля?
Где здесь повод отринуть инструмент, который привел к прекрасному решению.
А что до отсутствия «проникновения и сочувствия», то я уверена, что это просто в запале спора)))
Потому что Вы делите мир на тех, кому позволено высказываться о Врубеле, и тех кто такого права лишен. Т. е не дозрел, не достаточно «беленький».
А я уверена, что права у всех равные, и «незрелое», «непрочувствованное» прочтение Врубеля, Чехова, извините за выражения Дега )), может быть более матери истории ценно !!!)))

И это совсем не игра))))

Марина, я делю на тех, кому дозволено и недозволено. К сожалению. Я такая.
Окружающий мир имеет свои особенности, которые остаются в силе вне зависимости от того, осзнают их или нет.
В последнее время я часто имею дело с молодыми людьми, которых по месту учебы научили уверенно говорить "А я так вижу!", "А я так считаю!". К сожалению, как бы мастерски они ни произносили эту фразу, умнее они от этого не становятся. Все эти новаторские методики не делают студентов лучше, а только добавляют проблем. Я еще могла бы покритиковать Машу Сундукову, но попробуй-ка, покритикуй самого Врубеля в лице Маши! А ведь Маша, наслушавшись вас, приходит продавать свои услуги практически как реинкарнация Врубеля. Под девизом "Кто осмелится замахнуться на нас с Врубелем?"
Я очень устала от людей, по какой-то очень простой схеме присудивших себе звание профессионалов

Я так понимаю, это спор на тему, что есть "окно" - свет или стекло и рама, и "обвиняют" нас в любовании переплетом и наличниками.) Что ж, работа такая, дизайн искусство - формальное))…
Но можно и в обыденном пейзаже прекрасное замечать, и красивым видом за окном любоваться, и даже формой оконных ручек)))).

Думаю, что любое произведение или явление искусства может служить и источником вдохновения, и толчком и ассоциацией…
А "сценарное" проектирование - это действительно ключ к цельному и избирательному дизайну, потому что дизайн есть когда есть отбор..
Да, "Врубель" - тема из предложенных была самой обманчиво простой ( не без подвоха), потому что за ней стоит вполне конкренно читаемый образный и эмоциональный ряд, хотя и ассоциации у всех свои.. Та же тема "Сада Душечки", я так понимаю, возражений не вызывает ( оставив имя Чехова не запятнанным)), с изобразительным рядом там посложней будет, и образ "зеркала" (совершенно потрясающий) еще очень поискать нужно было.
Но как не странно, даже внешних ассоциативных составляющих достаточно, что бы сад получился осмысленным, садом "о чем", не зависимо от от того, что послужило источником (табличку же ставить никто не будет). И в пяти разных садах "от врубеля" сути ландшафтного дизайна будет гораздо больше, чем в очередном «саде модерна» - вечно «обусловленным плавным изгибом дорожки» (сами грешны).

О "душе сада" мне отвечать когда-то приходилось).. Степень "непрочувсвованности" творчества любимых художников на моей совести оставим).

А вот с остальным действительно что делать http://arberra.livejournal.com/4445.html -запретим свое ощущение Врубеля иметь?, или пусть паспорт сначала покажут, на предмет авторитетности))).

С днем рождения!

Поздравляю! Творческих успехов, сада любви в душе!

С днем рождения, уважаемая Юля!
Всегда очень интересно читать ваши мысли-тексты .
Спасибо большое за такой садовый взгляд.

Здоровья и счастья!

  • 1